Механизм поворота гусеничных тракторов

Чтобы изменить направление движения трактора, гусеницы при движении должны иметь разные скорости, а во время поворота на месте одна из гусениц должна затормаживаться или отключаться. Планетарные механизмы поворота и бортовые фрикционы обеспечивают всю систему работу гусениц.

В качестве механизма поворота наиболее распространены бортовые фрикционы, которые также используются в моделях Liebherr LTM. Они представляют собой муфты сцепления из множества дисков, которые включены в силовую передачу с ленточными тормозами. Муфты фрикционов многодисковые, потому что в отличие от главной муфты сцепления их необходимо передавать наибольший крутящий момент (так как передаточным числом трансмиссии увеличивается крутящий момент). Бортовой фрикцион по аналогии с главной муфтой сцепления является постоянно замкнутой муфтой. Когда фрикционы включены, гусеницы трактора плотно связаны друг с другом и с трансмиссией, за счёт чего обеспечивается прямолинейный ход машины. Основное достоинство трансмиссии с бортовыми фрикционами – жёсткая связь гусениц.

За счёт неё машины имеют высокую проходимость и прямолинейность движения. Во время поворота трактора соответствующий бортовой фрикцион выключается, и крутящий момент передаётся на другой бортовой фрикцион. Гусеница, которая связана с этим фрикционом, будет идти вперёд, а другая будет отставать. Трактор начинает разворачиваться по дуге, радиус которой не определён. От разности скоростей движения гусениц зависит «пологость» дуги поворота. Чем разность больше, тем разворот будет круче. Наименьший радиус поворота, который равен половине ширины трактора, будет получен при условии, что одна гусеница будет полностью отключена, а другая будет надёжно заторможена.

У планетарного механизма поворота имеется поперечный вал, который вращается от главной передачи, заканчивающийся небольшими солнечными шестернями. Большие солнечные шестерни связаны посредством тормозных барабанов и ленточных тормозов. Чтобы вращать ведущие звёздочки с одинаковой скоростью нужно затянуть тормоза до полной остановки шестерён. При таком условии трактор будет иметь прямолинейную траекторию.

Для поворота трактора, необходимо опустить левый или правый тормоз, тогда планетарный механизм не будет передавать крутящий момент звёздочке гусеницы. Если затягивать тормоз, то радиус поворота будет уменьшаться до значения, которое равно половине ширины трактора. Планетарный механизм также ещё и выполняет функцию редуктора с каким-либо передаточным отношением. Его основной недостаток – сложность регулировки тормозов. Касательно энергопотерь можно сказать, что они практически равны и в планетарном механизме, и в бортовом фрикционе.