Функциональность кранов была оценена по достоинству еще в сороковых годах прошлого века, когда они только были выпущены с конвейера. Однако, первый автокран грузоподъемностью всего лишь 1,5 тонны, выпущенный заводом «Красный металлист» в 1934 году, разительно отличается и по техническим характеристикам, и по внешнему виду от современных аналогов. Данные автокраны не использовались в строительстве, так как помимо небольшой грузоподъемности они отличались незначительной высотой подъема грузов (до 3 метров) и высокими затратами на обслуживание.
А вот в сельском хозяйстве и при погрузочно-разгрузочных работах они были просто незаменимы. Не смотря на то, что в год завод «Красный металлист» выпускал прядка 140 единиц техники, производство было оправдано с экономической точки зрения, к тому же автокраны способствовали значительному облегчению ручного труда. В 1941 году Одесский завод начал выпуск усовершенствованных автокранов. Кабина, монтированная на шасси трехосного автомобиля ЗИС-6, максимальная грузоподъемность в 3 тонны, высота подъема крюка до 5 метров – все эти параметры характеризовали автокран «Январец» одесского производства как модернизированный вид спецтехники.
Однако примерно через 10 лет производство данной модели пришло в упадок. В это время на Львовском заводе началось производство автокранов моделей К-32 (грузоподъемность 3 тонны, высота подъема до 7,5 м) и К-42 (грузоподъемность 4,5 тонны и высотой подъема 7,5 м). Но ввиду того, что названные модели не имели достаточную прочность рам на скручивание, это приводило к нежелательным проблемам (перекос, прогибы косынок). По этой причине автокраны львовского производства также не нашли широкого распространения.
С годами производство автокранов увеличивалось, и уже в 60-е года прошлого столетия завод ЛАЗ начал масштабный выпуск наиболее удачной модели ЛАЗ-690. Машина грузоподъемностью до 3 тонн могла поднимать грузы при помощи гнутой стрелы на высоту до 7,2 метров. ЛАЗ-690 быстро нашли широкое применение, как на погрузочных работах на складах и в портах, так и при капитальном строительстве и в дорожном хозяйстве. 70-е годы считались переломным моментом в отечественном краностроении.
В это время при производстве машин начинают использоваться гидравлические приводы, что позволило увеличить грузоподъемность автокранов, а также улучшить и другие их эксплуатационные характеристики. В последние десятилетия 20 века и в начале 21 века производство автокранов претерпело ряд технических изменений. Сегодня мы можем наблюдать за тем, как десятки отечественных и иностранных заводов производят автокраны в самых разных технических вариациях.
Эксплуатационные характеристики современных моделей настолько высоки, что автокраны находят свое применение как с строительстве, так и в других промышленных и хозяйственных сферах. Благодаря развитию этой сферы стало возможно существование компаний оказывающих услуги аренды автокрана. Такие компании действуют и в других сегментах рынка спецтехники.