Также есть отдельный вид самосвалов, выгрузка из которых осуществляется путём наклона всей машины с помощью телескопических подъёмников. Основная сфера применения самосвалов – это перевозка сыпучих, навалочных или каких-либо других грузов, которые можно отгружать путём их опрокидывания. Самосвалы относятся к одному из самых распространенных видов арендуемой техники, также как аренда автокрана, автовышки или экскаватора.
Классификация самосвалов следующая:
- по направлению выгрузки (назад или вбок) - по типу выгрузки (принудительный или с наклоном)
- по виду кузова (платформа, бункер, съезжающая платформа, съезжающий бункер) Несмотря на то, что самосвалы обладают меньшей грузоподъёмностью, чем грузовики с фиксированной платформой для грузов, они являются более выгодным решением ввиду экономии времени на разгрузку.
По способу разгрузки самосвалы различаются: боковая, универсальная разгрузка во все стороны или задняя.
Дорожные самосвалы. Почти все производители строительной спецтехники выпускают самосвалы, которые предназначены для дорог общего использования. Эта техника применяется в ремонте, строительстве, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и при добыче руд и полезных ископаемых. Как правило, они имеют от двух до четырёх осей и грузоподъёмность в интервале сорока тонн. Внедорожные (карьерные) самосвалы. Их основная сфера применения – открытая разработка полезных ископаемых. Ввиду веса и габаритов их невозможно использовать на дорогах общего пользования. Большие машины привозятся к месту работы по отдельным частям и собираются непосредственно на месте. Для тяжёлых самосвалов наиболее целесообразно использовать схему с 2-мя осями, с полным или задним приводом и задней разгрузкой кузова.
Современные сверхтяжёлые самосвалы оснащены гибридными силовыми установками, т. е. дизельным двигателем приводится в действие генератор переменного тока, благодаря которому питаются тяговые электродвигатели, и за счёт них происходит вращение колёс. Тормозная система основана также на принципе совместного действия электромоторов и гидравлики, которые вырабатывают энергию в режиме торможения. Наибольшую эффективность таких гигантов можно получить используя парную комбинацию тросового или гидравлического экскаватора, который осуществляет разгрузку за три-пять циклов. Уже существуют экскаваторы, которые оснащены ковшом, способного вместить более 100 тонн породы и ввиду этого факта возможно появление самосвалов со способностью переносить более 400 тонн, о разработке которых уже сообщают некоторые СМИ. На данный момент более двадцати компаний выпускают карьерные самосвалы. Основная часть рынка занята самосвалами, которые имеют грузоподъёмность до сорока тонн.